Некоторые аспекты подготовки театральных постановок к фестивалям

Некоторые аспекты подготовки  театральных постановок к фестивалям.

 

Гордеева Тамара Витальевна,

педагог дополнительного образования

Руководитель учебного объединения

 «Сценическое искусство»

МБОУДО «ЦДТ»

1.      Значение театральной деятельности в жизни обучающихся.

2.      Работа с театральной постановкой. (подготовка театральной постановки к конкурсам3.

3.    Роль индивидуальных занятий (индивидуальной работы) в процессе подготовки к конкурсам.

1. Значение театральной деятельности в жизни обучающихся.

 В.А.Сухомлинский: «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

Детство каждого проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера,  режиссера, декоратора, музыканта.

Театрализованная деятельность в детском образовательном учреждении помогает:

  • сформировать правильную модель поведения в современном мире;
  • повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;
  • познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, прививать устойчивый интерес;
  • совершенствовать навык воплощения в игре определенных переживаний, побуждает к созданию новых образов и мышлению.

Кроме того, театрализованная деятельность, является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т.е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Педагогу следует помнить, что поддержать интерес к игре можно лишь при сохранении положительно окрашенного эмоционального фона на занятии. Поэтому дети на занятиях должны не утомляться, быть раскрепощенными, сохранять заинтересованность.

   С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи. Так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь тоже пополняется.

  Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Любовь к театру, становится ярким воспоминанием  детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.    

Театрализованная деятельность создает условия для развития творческих способностей. Этот  вид деятельности требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определенному образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.

  Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей младшего школьногл возраста всегда имеет нравственную направленность (доброта, смелость, дружба  и т.д.) Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. 7.    .Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

2.Работа с театральной постановкой. (подготовка театральной постановки к конкурсам). Из личного опыта.

Создание спектакля с детьми - очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость, самореализоваться на сцене.

  Как известно, успех в театральных фестивалях и конкурсах любого уровня это итог плодотворной работы руководителя кружка  со своими воспитанниками. В подготовке к театральным конкурсам огромную роль играет творческий процесс, направленный на систематику последовательности и непрерывности работы с обучающимися. Творческий процесс моей подготовки  к выступлениям  начинается с выбора  пьесы, который  проводится задолго до застольного периода. Выбор постановки  не может нести случайный характер, а должен иметь четкую и комплексную направленность на эффективность воспитательного процесса: повышение культуры воспитанников, совершенствование исполнительского мастерства, формирование нравственных качеств через исполняемые ими сценические образы, стремление к творческой активности и самореализации участников. Важным, считаю, умение руководителя преподнести учащимся выбранную им постановку : пробудить интерес к ней, т.е зажечь у детей желание сыграть и настроить на серьезную творческую работу, Многое зависит от первого восприятия постановки учащихся, поэтому знакомство с текстом, ее содержанием должно происходить в позитивной, эмоционально-насыщенной обстановке. Творческий процесс длится не неделю, и не две, когда в спешке неосознанно заучивается текст, и под командование  руководителя учащиеся не действуют на сцене, а лишь проговаривают слова,  не видя и не слыша друг друга… Такой творческий процесс ведется мной в течении всего учебного года.  В     

 «Застольный период», т,е. «круглый стол» моя задача  - дать детям представление о готовящейся постановке. Мною проводится первая читка сценария в младшей группе, в старшей -  самими воспитанниками, по желанию.  Идет деление пьесы на эпизоды. Дети пересказывают каждый эпизод, дополняя друг друга, и придумывают им названия. В дальнейшем сценарий читается по ролям в разных вариантах. Последовательно, в зависимости от возраста учащихся, ведется раскрытие темы, идеи, сверхзадачи постановки, определение конфликта, событий, дается характеристики героев, их взаимоотношений, оценка поступков. Совместно с детьми придумываем предисторию пьесы: Кто? Где,? Когда? Как? Хорошо, если в конце знакомства постановка вызовет у детей эмоциональный отклик - желание открыто поделиться своими мыслями, переживаниями в здоровом споре и обсуждениях. Когда у воспитанников сформировано представление о художественном образе героев спектакля, перед ними ставится  главная задача - воплотить данный образ.

2. На индивидуальных занятиях отрабатывается каждая  сценическая роль, проучиваются отдельные сцены. Ведется  работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизацией текста, а так же работа над вокальными партиями и отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. В работе над вокальными партиями решаются задачи определения и передачи характера музыки, выразительных средств, звуковедения, темповых и динамических нюансов, правильной артикуляции и дыхания. Дети всегда пытаются эмоционально передавать музыкальный образ в пении, следовательно,  совместно с ними подбираются выразительные движения и жесты, отмечаются удачные находки. Работаю с маленькими актерами над танцевальными и вокальными элементами финального выхода, тем самым музыкой в конце спектакля как бы ставлю финальную точку.

    3. Известно, что с помощью музыки,  которую мы  включаем в спектакль, всегда выражаем свое  авторское отношение к сценическому действию, отдельному персонажу, группе персонажей, с которым эта музыка связана, поэтому я всегда очень серьезно подхожу к «Музыкально-шумовому оформлению постановки и пытаюсь найти верное музыкально – пластические решения. Воплощая идею пьесы или сказки, стараюсь вдумчиво подбирать нужные шумы, звуки. Занимаясь подбором фонограмм, стремлюсь, чтобы музыка воздействовала на атмосферу спектакля, привносила чувства взволнованности и вдохновляла не только зрителя, но и оказывала влияние на творческое состояние самих маленьким актеров, помогала им в воплощении сценического образа.       11.Через музыку сценический герой может выражать не только настроение, переживания, но и свои внутренние качества, склонности, черты характера, темперамент, уровень культурного развития, национальную, социальную принадлежность, моральную сущность. Обязательно в постановку ввожу сюжетную музыку, которая звучит в основном в исполнении действующих  лиц, а  с помощью условно - звучащей музыки  достигаю определенные художественные задачи: даю возможность зрителю более глубоко воспринять мысли и образы спектакля, стараюсь создать  насыщенную атмосферу действия. Стремлюсь подобрать такую театральную музыку, чтобы она была лаконичной, конкретной и сравнительно простой по форме. Музыка, звучащая на сцене ни в коем случае не должна своим мощным звучанием подавлять сцену, отвлекая зрителя от действия, т.к внимание зрителя раздваивается, и цельность восприятия пьесы разрушается.

4. Следуя творческому замыслу, мною создается макет будущего спектакля, с детьми ведутся творческие поиски, находки по изготовлению сценических костюмов, реквизитов, а художниками Центра Творчества - зарисовка декораций. Совместно с родителями обсуждается изготовление каждого сценического костюма и реквизита персонажа.

   5.(Работа на сцене). Совместно с учащимися уточняются предполагаемые обстоятельства каждого эпизода (где, когда, в какое время, почему, зачем) и подчеркиваются причины поведения каждого действующего лица (Для чего? С какой целью?). В процессе репетиций один и тот же отрывок несколько раз повторяем в разном составе, т.е. разными исполнителями и маленькие артисты довольно быстро запоминают практически все роли и способны оценить, у кого это получается естественнее и правдивее. Исходя из собственных наблюдений за воспитанниками и учитывая их вокальные, речевые, пластические, актерские возможности, и конечно же, их желание, намечаются исполнители, способные справляться с конкретной ролью. Стараюсь, по возможности, дублировать некоторые  роли, и в конечном итоге играет тот, кто лучше справляется со сценической задачей. Ведется работа над воплощением художественного образа героев.

 6. (Работа над ролью). Ребенок в силу возрастных психологических особенностей еще не способен перевоплощаться, играть чувства другого человека, он всегда играет самого себя. Исходя из личного эмоционального опыта и памяти,  он может  лишь вспомнить ситуацию в своей жизни, переживания, похожие на чувства героев пьесы. Здесь, считаю, очень важно добиться нахождения взаимодействия со сценическими  партнерами, умения слышать и слушать друг друга и соответственно менять свое поведение, т.е реагировать. Часто, как я отметила выше, работа ведется под стойким командованием руководителя («встань сюда» или «повернись направо», «посмотри на него…», от чего ребенок на сцене в дальнейшем становится безинициативным и ждет от руководителя дальнейших указаний к действию. Бывает, что руководитель сам постоянно использует приемы показа - КАК надо играть. В таких ситуациях ученик перестает думать самостоятельно, подавляется его активность, появляется нерешительность и он начинает копировать действия своего педагога. Поведение каждого сценического героя должно исходить от самого участника, от его фантазии, творческого воображения, а  руководитель  может вмешаться  лишь для того, чтобы только скорректировать  какие-то сценические действия. Прием показа использую крайне редко, когда ученик не может самостоятельно разобраться в сложных приемах борьбы, действиях. Всегда стараюсь отмечать и поощрять всякую находку детей, их новое удачное решение. Добиваясь выразительности и четкости речи, с детьми младшей группы работаю над определением  речевых  характеристик сценических героев. Например- как говорит Мишка? Медленно, растягивая слова, зайчик - очень быстро, третий персонаж- уверенно, четвертый - сварливо, пятый - сердито и т.д.

7. При репетиции отдельных картин в разных составах важно, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали свои собственные  сценические варианты. И здесь моя задача педагога – раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям.

Необходимо учить детей свободно размещаться по сцене, не загораживая друг друга, и чтобы  дети - зрители, не занятые на сцене  в данный момент, видели сценические ошибки других  и не допускали их при игре.

8. Если при репетиции отдельных картин  учащиеся действовали в условных декорациях, с условными предметами, то при репетиции всей пьесы целиком, используются уже подготовленные для спектакля декорации, бутафория и реквизит, а также элементы костюмов, которые помогают в создании образа.

 При репетиции пьесы целиком, используется музыкальное сопровождение, уточняется темпоритм произведение, потому что затянутость отдельных сцен или, наоборот излишняя торопливость, скомканость  делают постановку  неинтересной для зрителей. Так же при репетиции всей пьесы закрепляются обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций.

9. Премьера спектакля у нас обычно проходит перед самыми маленькими зрителями-первоклассниками. Первое публичное выступление для детей - всегда волнение, суета, приподнятое, праздничное настроение. Они на своей практике начинают понимать - что такое коллективность сценического искусства и что от внимательности, сосредоточенности и ответственности каждого исполнителя зависит успех всей постановки. Обсуждение провожу не сразу после выступления, т.к. на тот момент дети еще находятся в   возбужденном эмоциональном состоянии и не могут оценить свои успехи и неудачи. Но уже на следующий день в беседе можно выяснить, насколько критически они могут относиться к собственной игре. Отвечая на вопросы, что было хорошо, а что – нет, учащиеся учатся оценивать искренность и правдивость поведения на сцене, отмечать выразительность исполнения. В самом начале стараюсь похвалить детей, отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления,  а только потом пожурить некоторых  из них, указать на основные промахи и недостатки, но в очень деликатной форме.

      Повторные показы постановки с детьми стараемся проводить перед всеми параллельными начальными классами, затем средними, на общешкольных праздниках, перед родителями, а когда со сценическим опытом к юным актерам приходит уверенность и творческая импровизация, выступаем на районных конкурсах, республиканских и межрегиональных фестивалях. Работу  над постановкой и каждый спектакль стараемся заснять на видео для того, чтобы совместно с детьми посмотреть сценическую игру каждого исполнителя и постановку в общем. Сообща  сравниваем  уровень выступления предыдущего показа, ищем новые сценические находки, поощряем  попытки  учащихся действовать  на сцене каждый раз по–разному

3.Роль индивидуальных занятий (индивидуальной работы) в процессе подготовки к конкурсам.

Образовательная программа "Сценическое искусство" предполагает систему введения дополнительных занятий с обучающимися - индивидуальных. Цель индивидуальных занятий направлена на выявление речевых недостатков у учащихся и работа над их  исправлением, обучению выразительному чтению, как необходимому условию полноценного общения,  отработка дикции, произношения,  посыла звука, правильное владение дыханием, голосом для выработки словесного общения в быту и перед аудиторией. Индивидуальная работа способствует обучению учащихся приемам актерского мастерства в процессе творческой работы: это освобождение от психофизических зажимов и обучение сценическим действиям, мизансценам в работе  над  ролью в театральных постановках. Поставленные задачи индивидуальных занятий развивают личность ребёнка, оптимизируют процесс развития речи, голоса, чувства ритма, создает благоприятную базу для успешной постановки спектакля, способствует выявлению творческих способностей учащихся. Прислушиваясь к некоторым юным актерам, заметно, что один  говорит невнятно, т.е  плохая дикция,  другой « плюет» словами, речь другого очень вялая,  посыл звука слаб или речь наоборот слишком быстрая,  и до зрителя не доносится основная мысль, зритель с большой напряженностью улавливает текст. Учащиеся, имеющие речевые недостатки, нуждаются в дополнительных индивидуальных занятиях.   Постоянная работа над тренировочными текстами, упражнениями на четкое произношение с игровыми  элементами  воспитывают у обучающихся голосовую и речевую выразительность, выработку дикции. Четкостью и ясностью произношения учащиеся овладевают на материале пословиц, скороговорок  с труднопроизносимыми сочетаниями звуков. Важное внимание должно уделяться внимание интонации, расширению диапазона голоса, тренировке навыков правильного дополнительного дыхания, использованию выразительных средств голоса : силы и высоты звука, смене ритма, динамики.

    Индивидуальная работа  с воспитанником  во многом раскрепощает его от психофизических зажимов и способствует постепенному самораскрытию творческого потенциала. Проблема педагога  не только в том, чтобы вызвать интерес, «заразить» сценическим искусством,  но и  в том, как   удержать этот интерес и сделать занятия сценическим искусством интересным для воспитанников.  Для это же, прежде всего, считаю,  нужна систематическая творческая подпитка: воспитанник постоянно должен получать и хотеть получать что-то новое-интересную для его творческого развития  информацию: секреты и приемы сценической игры, сценического поведения выбранного героя. Такие возможности реализуются на индивидуальных занятиях. Учащимся нравится, когда педагог уделяет ему много внимания, работает с ним индивидуально. На  таких занятиях у педагога есть большая возможность совместно с учащимся работать над его сценическими ошибками и совершенствоваться с  каждым воспитанником отдельно. 

    Во время творческой работы, на репетициях не все дети ведут себя корректно и адекватно по отношению друг к другу. Выяснение отношений  между ними в частых случаях ни к чему не приводит. Именно в индивидуальной работе с воспитанниками, где идет детальный разбор поступков отрицательных или положительных героев для последующего перевоплощения в роль, формируется   их умение вести себя на сцене, в реальной жизни, дается оценка отношения не только к персонажу, но и своего поведения в коллективе. В процессе работы на индивидуальных занятиях есть возможность использования, применения эффективных методов  воспитания в духе терпимости, толерантности.

Индивидуальная работа дает возможность  индивидуально обсудить макет сценического реквизита предстоящей театральной постановки, тонкости изготовления сценического костюма. На индивидуальных занятиях с педагогом, у воспитанников есть возможность найти изюминку предстоящей роли, обыграть ее до  мельчайшей детали, внести что-то свое, новое, сценическую находку, манеру игры, вложить свою фантазию, воображение, чтобы успешно реализовать себя в выступлениях.

Индивидуальная подготовка воспитанников к творческим конкурсам, фестивалям любого уровня, праздничным представлениям и участие в них, способствует самораскрытию творческого потенциала и развитию эмоциональной сферы личности воспитанников, придает им уверенность в публичных выступлениях и вдохновляет их на творческую активность, успех.